Страхование жизни: смена приоритетов:. Аналитический релиз, подготовлен АЦ Институт Страхования ВСС. Июнь 2019
По итогам I квартала 2019 года общий объем страховых премий увеличился на 0,4% и составил 378,1 млрд рублей, при этом без учета страхования жизни объем вырос на 6,8%. Рост показало страхование от несчастных случаев и болезней (на 34,1%, до 42,4 млрд рублей), а также ДМС (на 7,4%, до 77,9 млрд рублей). На 2% сократились страховые сборы по ОСАГО и каско, они составили 45,1 и 36 млрд рублей соответственно. Значительный объем страховых премий (115, млрд рублей) приходится на банковский канал продаж, его доля в структуре всех сборов – 31%, прирост доли банкострахования составил 2,2 п.п. к I кварталу 2018 года.
В первом квартале 2019 года общие сборы по страхованию жизни снизились на 7,6% до 84,9 млрд рублей (92,2 млрд рублей за аналогичный период в 2018 году). Одной из причин стало принятие мер для решения проблемы мисселинга: в этом году ВСС выпустил стандарты для участников рынка, а с 1 апреля 2019 года вступили в силу указания ЦБ РФ, касающиеся стандарта продаж страхования жизни.
Однако еще в прошлом году сами участники рынка изменили свою политику продаж и работы с клиентами: началась «борьба» за качество продаж и внедрение внутренних правил, например, пост-обзвоны клиентов, проведение контроля качества путем проверок тайными покупателями, изменения порядка информирования страхователей о рисках и параметрах продуктов. Страховщики начали активную работу по внедрению стандартов продаж, работу над качеством информирования клиентов с целью снизить риски мисселинга. Все это в совокупности оказало определенное охлаждающее воздействие на рыночную активность и продажи, но в то же время очевидно приводит к оздоровлению сегмента и смене акцентов роста.
Вторая причина – снижение доходностей по таким продуктам, вызванное рыночной конъюнктурой. Доходности на фондовом рынке в 2018 году оказались невысокими, что определило и доходность по этим продуктам. Конечно, и оценка доходности ИСЖ исключительно на годовом горизонте не является корректной, равно как и выводы относительно качества этого продукта. Мы наблюдаем в настоящее время корректировку политики продаж страховых компаний и банков. Оздоровление продаж приведет к более тщательному информированию клиентов и ориентации именно на тот клиентский сегмент, который готов покупать данные продукты.
По данным Всероссийского союза страховщиков и Ассоциации страховщиков жизни наибольшее уменьшение сборов (на 26,1% до 46 млрд рублей) произошло в сегменте ИСЖ. Только у лидера рынка «Сбербанк страхование жизни» в первом квартале наблюдался рост сборов ИСЖ на 1,5%.
На ИСЖ в 1 квартале 2019 года пришлось 48% всех премий страхования жизни (41 млрд руб.), на кредитное страхование – 21,9% (18,6 млрд руб.), на НСЖ – 19,2% (16,3 млрд руб.).
Совокупные выплаты в I квартале 2019 года увеличились на 27,6% до 139,2 млрд рублей. В связи с окончанием действия договоров «жизни» в этом сегменте выплаты выросли на 165,6% до 19,7 млрд рублей. Рынок страхования жизни остается высоко концентрированным: на ТОП-10 страховщиков за 1 квартал 2019 года пришлось 86% всех страховых премий, на ТОП-1 – 40% всех сборов.
Объемы рынка по классическим накопительным программам страхования жизни при этом увеличились практически в полтора раза. Таким образом на рынке происходит переориентация спроса с ИСЖ на НСЖ. В 2018 году поквартально продажи продуктов НСЖ росли на 12-14%, наблюдался рост доли взносов на срок от 5 до 10 лет, при том, что доля краткосрочных полисов, напротив, снизилась. Помимо «пенсионных» целей, НСЖ используют для того, чтобы накопить на образование детей, на покупку квартиры (дома). НСЖ сочетает в себе покрытие рисков, финансовую защиту, при этом есть возможность получить налоговый вычет. Этот продукт – основа для долгосрочного роста, он станет драйвером развития рынка страхования жизни в 2019 году.
Основным каналом дистрибуции остается банковский, хотя мы наблюдаем изменения и структуры самого рынка, и концентрации рынка. Кроме роста накопительного страхования жизни по сравнению с инвестиционным, растет популярность комбинированных продуктов, с наличием сервисной составляющей, например, к страховому полису могут дополнительно прилагаться услуги телемедицины, чекапы – понятные и применимые для клиента сервисы, которые повышают его лояльность страховщику. Помимо медицинских сервисов в комплексные продукты могут входить другие функции. Акцент на сегменте НСЖ, сервисные продукты и цифровизация будут определять лицо рынка страхования жизни в ближайшей перспективе.
Мы рассматриваем два варианта прогноза на 2019 год: консервативный и оптимистичный. В консервативном сценарии допускаем падение сборов в сегменте ИСЖ на 20-25% до 224 млрд рублей, при этом будет наблюдаться положительная динамика в НСЖ и в других видах. При оптимистичном сценарии снижение составит около 10% и премии ИСЖ составят 262 млрд рублей. Падение в первом и втором кварталах сменится во втором полугодии небольшим ростом. Активность потребителей смещается в другие сегменты, будет расти накопительное страхование жизни.
По нашим прогнозоам в 2019 году объем взносов по страхованию жизни без ИСЖ вырастет на 20%. Прирост кредитного страхования (ипотека и потребительское кредитование) в I квартале уже показали рост на уровне более 20% (сами кредитные сегменты росли даже чуть большими темпами – более 20% квартал к кварталу).
В этом году все сегменты, кроме ИСЖ, покажут динамику, близкую к зафиксированной в первом квартале. В то время как ИСЖ в двух сценариях (консервативном и позитивном) покажет падение сборов. В результате весь рынок страхования жизни упадет на 9% до 412 млрд рублей при консервативном сценарии и вырастет на 1% до 456 млрд рублей при оптимистичном. Драйвером развития рынка станут накопительные страховые продукты, есть существенные перспективы роста комплексных продуктов с сервисной составляющей. В целом рынок страхования жизни (без учета ИСЖ) по итогам 2019 года вырастет, а банковский канал останется основным для продаж инвестиционных и накопительных страховых продуктов.